- Подробности
- Просмотров: 547
- Подробности
- Просмотров: 429
25 апреля состоялась дружеская встреча главы администрации МР "Левашинский район" Халалмагомедова Мухтара и заведующего МКУК "Куппинский музей палеонтологии, археологии и краеведения", заслуженного работника культуры Омарова Исы.
25 апреля состоялась дружеская встреча главы администрации МР "Левашинский район" Халалмагомедова Мухтара и заведующего МКУК "Куппинский музей палеонтологии, археологии и краеведения", заслуженного работника культуры Омарова Исы.
Встреча прошла в дружеской обстановке, в присутствии первого зам. главы Дибирова Абдусалама и организатора экскурсий Куппинского музея Омарова Шамиля. В рамках встречи они обменялись праздничными поздравлениями Ураза-байрам. Омаров Иса в честь праздника подарил Халалмагомедову Мухтару свой 20-летний труд "Куппа-очаг мой родной". Глава района поблагодарил за подарок и обещал в ближайшее время посетить Куппинский музей.
Ш. Омаров, кандидат исторических наук
- Подробности
- Просмотров: 487
14 – го декабря 2022 года, по приглашению коллектива учителей Алиханмахинской СОШ, Акушинского района, Омаров Иса Исаевич из с. Куппа, Левашинского района с родными и друзьями посетил село и школу в котором в 1952 – 54 годах проработал учителем. Омаров И.И. Заслуженный работник культуры РД, Член Союза писателей Дагестана и России, заведующий МКУК «Куппинский музей палеонтологии, археологии и краеведения» и аксакал, которому за 88 лет и тем не менее находил время, чтобы посещать своих друзей и коллег в этом селении. Он стал для местного населения своим соплеменником и наставником, который оставил глубокий след в памяти своих учеников, которые до сих пор помнят его и вспоминают о нём хотя прошло уже 70 лет. Особенно дружеские, куначеские связи и взаимные посещения стали традиционными с семьёй одного из его учеников Джамалутдинова Курбанкади, после, ухода из жизни которого, эту эстафету принял его родной брат Газимагомед, который в честь друга своего брата назвал собственного внука «Иса». Жена Курбанкади – Аминат Гусейновна и по сей день преподаёт уроки родного языка и литературы в школе. Являясь заслуженным учителем РД, её воспитанники не раз, на районных и республиканских школьных олимпиадах, занимали призовые места по четырём и даже пяти разным номинациям. Всем своим детям Курбанкади и Аминат также дали высшее образование: 1. Джамалутдин – ДСИ (экон.фак.) с красным дипломом, 2. Зубалжат – ДПУ (фил.фак.), 3. Рамазан – ДГПИ (тамож.фак.), 4. Магомед – ДГПИ (дорожн.фак.), 5. Табан – ДГУ (ист.фак.).
Одними из организаторов дружеского вечера были Джамалутдиновы: Табан (глава администрации села) и Зубалжат (учительница данной школы), которые при содействии всего коллектива учителей, учащихся школы и Акушинского ДК, провели прекрасный, весёлый и памятный вечер двух поколений.
- Подробности
- Просмотров: 549
7 ноября 2022г. мы: зам. заведующего МКУК «Куппинский музей палеонтологии, археологии и краеведения» Хаписов Омар К. и организатор экскурсий данного музея Омаров Шамиль И., совершили археологическую экспедицию для изучения и описания состояния археологического памятника и сбора подножного материала для музея Нижне-Чуглинское городище, которое отмечено в «Археологической карте Дагестана» авторами следующим образом: «В 5-ти км. к северу от сел. Нижнее Чугли, слева от шоссейной дороги в Буйнакск, на скальной гряде, вытянутой с северо-запада на восток, находится городище размером около 6 га. С юго-запада городище ограждено скалой 30-40 м. высоты (вдоль основания которой протекает река Чуглинка), с северо-восточной напольной стороны – двумя параллельными каменными оборонительными стенами. На укреплённой территории имеются остатки жилых и хозяйственных построек ступенчато-прямоугольной планировки. Здесь найдены архитектурная деталь в виде кошачьего хишника, ручные жернова, каменные ступки, корыто, ядра, железные ножи и наконечники стрел, висячий замок, обломки стеклянных браслетов, бронзовые бляшки, бусы, разнообразная керамика, в том числе поливная. Городище возникло в албанское время и существовало на протяжении средневековой эпохи (1 тысячелетие до н.э. - 1 тысячелетие н.э. – Х1V вв.) (Гаджиев М.Г., Абакаров А.И., Маммаев М.М., 1976.С.117,118; Абакаров А.И., Гаджиев М.Г., 1980.С.94 – 114; 1983.С.126.). По полевым материалам, которые удалось нам собрать, данную территорию местные жители называли «К1ищали», что в переводе с даргинского и с древнего аварского - «к1и» («к1ел») - два, «щали», то-есть - «щи» - село, значит поселение, которое образовано из двух сёл. И в действительности, как рассказывает старожил Магомедов Герай, это поселение состояло из двух частей – верхняя и нижняя, где в первой жили низкого сословия, малоимущие, а во второй – состоятельное и элитное население. По рассказам бабушки Хаписова Омара из Нижнее Чугли, есть легенда, которая гласит, что «когда на это поселение напал враг и окружил, жители скинули все свои золотые и серебряные изделия в большую щель на горке этого поселения». В нижней части городища, в сторону родника была церковь («Киласа»), возле которой проходила подземная туннель, перекрытая каменными плитами и уходил в сторону родника у реки Чуглинка на 3 км. К сожалению, данная туннель засыпана землёй и её не видно, но, возможно, что частично он сохранился невредимым. Очень прискорбно и то, что весь этот археологический памятник разрушен до основания и находится в плачевном состоянии. А процесс разбора и утилизации начался ещё в царское время, когда при царе Николае (как рассказывают местные жители) прокладывали дорогу в сторону Леваши, слепой Хаджияв собрал бригаду и арбами увозил камни из этого городища для подсыпки фундамента дороги. Далее, уже при Советской власти, местное население разбирали постройки этого городища для постройки своих домов и колхозных контор. Некоторые каменные блоки с изображением павлинов и соляных знаков всё ещё сохранились в кладке дома местного жителя Герая М. Это «павлиний стиль» ещё встречается в Византийских древних храмах и даже сохранилась в мусульманских надгробных памятниках нагорного Дагестана. Соляные знаки на блоках являются типичными петроглифами для всего горного Дагестана, которые были вытеснены с приходом ислама.