Germany | Finland | Saint Petersburg | Italy

  Музей палеонтологии, археологии и краеведения был официально открыт первого сентября 2014 г. в с. Куппа, Левашинского района, хотя, как частная экспозиция, он появился на свет в 1970 году.
В 2019 г. музей получил статус - МКУК «Куппинский музей палеонтологии, археологии и краеведения», а 2020г. стал функционировать филиал данного музея в с. Н.Чугли, Левашинского р-на под руководством Хаписова Омара К. Ещё в марте 2022 г. стал функционировать другой филиал данного музея в с. Чуни, Левашинского р-на под руководством Мусаева Магомеда Р.
   Основная цель музея – изучение древней истории Дагестана, жизни и культуры прошлых поколений жителей этого края и донесение знаний о прошлом до всех интересующихся.
   В настоящее время в экспозиции и фондах музея насчитывается около
2500 экспонатов, посвященных палеонтологии, археологии и краеведению (не считая филиалы).
   Все экспонаты собраны в горных районах Дагестана и на территории некоторых
городов.
   Палеонтологическая экспозиция представлена остатками морских беспозвоночных и позвоночных животных, возрастом от 7 до 400 млн. лет, где
есть хорошие образцы окаменелых позвонков рептилии и сарматского кита, аммонитов, двустворчатых моллюсков разных видов и периодов, белемнитов, ежей, червячков, пластинок – звёздочек морских лилий, окаменелости шишек хвойных деревьев и кусочки дерева, много конкреций с разной фауной и флорой.
     Археология представлена бронзовыми, железными и кремневыми наконечниками (V-IV вв. до н.э.), бронзовым кинжалом (3-2 тыс. лет до н. э.),
сосудами из глины (III-II вв. н.э.) и керамики (III в. до н. э.) и др. Некоторые археологические памятники, материал которых представлен в музее, расположены
на территории самого села Куппа: «Грузинское место» с крестом (позднесредневекового периода), три древних поселения, остатки трех городищ и двух крепостей, два могильника и др. Хронологически наиболее древние археологические памятники в с. Куппа датируются эпохой бронзы (конец 3-го -начало 2-го тысячелетия до н.э.). Имеются находки скифского и албано-сарматского времени.
   Жемчужиной археологической коллекции является каменный
солнечно-лунный календарь и часы, возраст которых, по оценкам, профессора, доктора геолого-минералогических наук, Магомеда Исрапилова составляет до14 тыс. лет.
   В музее также представлены предметы быта старины (краеведение): каменный топор, зернотёрка, кремневое ядро для праща, каменная чаша и ступа, ручные жернова,
каток, различные орудия труда и обихода. Из предметов XX века в экспозиции
представлен стол, за которым 1928 году выступал видный советский партийный деятель М. Калинин».
   До и после открытия музея с 2014 г. по январь 2020 г. его посетили более 3500 человек, в том числе и 1000 детей 34 школ района и Республики. Кроме того, музей посетили учащиеся и учителя из аварских селений Кегера, Салта, Андых. В 2018 г. музей посещали студенты дагестанских вузов.
  В сентябре 2015 г. музей посетили 35 профессоров, докторов наук палеонтологов,
геологов, археологов из Москвы, Санкт-Петербурга, из разных регионов России и Дагестана. Имеется 220 положительных отзывов о музее. Хорошие о музее отзывы были во многих дагестанских газетах, журналах и телепередачах РГВК, ГТРК, ТВЦ, НТВ, Звезда, ТВ Чеченской республики (ЧГТРК).

Палеонтология

  Днище долины Казикумухского Койсу проходит на высоте 1000 м. у селения Хаджал-Махи и в окрестностях селения Гергебиль на высоте 837,7 м. Таким образом превышения над долиной по правому борту составляет максимум до 1260 м, а по левому – 700-800 м. Селение Куппа расположено в долине левого безымянного притока Казикумухского Койсу с незначительным водотоком, протяженностью 6 км.
  Среднеюрские породы бат-байосского яруса представлены алевро-
лито-глинистыми разностями мощностью до 989 м (у сел. Гуниб). Валанжинские отложения (1 км), с перерывами залегающие на верхней юре, представлены известняками, аналогичными породами представлены титонские и кимериджские яруса.
  Нижний мел, нижний баррем представлены преимущественно известняками
с редкими прослоями песчаников (мощность 36 м). В верхнем же барреме (мощность 85 м) происходит смена фаций, и он представлен песчано-глинистыми толщами, плотными алевролитами, прослоями песчаников. К глинистым прослоям приурочены мергельные конкреции; а так-же прослои, линзы и выделения различной формы кремнезема кремового, бежевого цвета, гораздо реже черного.
селения Хаджал-Махи и в окрестностях селения Гергебиль на высоте 837,7 м.      Таким образом превышения над долиной по правому борту составляет максимум до 1260 м, а по левому – 700-800 м. Селение Куппа расположено в долине левого безымянного притока Казикумухского Койсу с незначительным водотоком, протяженностью 6 км.
  Среднеюрские породы бат-байосского яруса представлены алевро-лито глинистыми разностями мощностью до 989 м (у сел. Гуниб). Валанжинские отложения (1 км), с перерывами залегающие на верхней юре, представлены известняками, аналогичными породами представлены титонские и кимериджские яруса.
  Нижний мел, нижний баррем представлены преимущественно известняками
с редкими прослоями песчаников (мощность 36 м). В верхнем же барреме (мощность 85 м) происходит смена фаций, и он представлен песчано-глинистыми толщами, плотными алевролитами, прослоями песчаников. К глинистым прослоям приурочены мергельные конкреции; а так-же прослои, линзы и выделения различной формы кремнезема кремового, бежевого цвета, гораздо реже черного.       Верхнемеловые породы апт (150 м.) – альбских (190 м) ярусов представлены глинами, песчанистыми глинами, песчанистыми алевролитами. В них отмечаются септариевые конкреции, железистые конкреции и линзы, сидеритовые конкреции.
Длина Казикумухского Койсу террасирована, отмечаются (коренные) эрозионные, эрозионно-аккуулятивные террасы. Последние более древних уровней, имеют мощные толщи аллювиальных отложений с хорошо обработанным, промытым и отсортированным песчано-гравийно-галечным материалом, отмечаются мощные толщи с известняковистым щебнем, используемым в дорожном строительстве. Долина речки, в которой расположено селение Куппа, почти не содержит рыхлого материала и водоток протекает по коренным (известняки) породам. В некоторых местах долины отмечаются незначительные скопления слабо окатанного обломочного материала. Вверх по долине (выше селения) количество рыхлого материала увеличивается.

Вглубь эр и эпох

    Миллиард лет назад в недрах тёплого океана возникла жизнь, затем она распространилась. Позднее в других условиях появились разные живые существа.
Позднее, по мнению ученых, появились зелёные растения, которые производили
кислород для питания других организмов. А уже потом сушу заселили различные животные.
Грандиозная картина развития жизни на протяжении сотен миллиардов лет основана на фактах – окаменелостях. Так и возникла наука палеонтология о древней жизни животных и растений, изучающая органический мир на протяжении геологической истории.
   Палеонтология (от греческого палео – древняя, онто – жизнь, логос
– учение) состоит из палеоботаники, которая изучает древние растения и палеозоологию, которая изучает животный мир.
   Горы, расположенные слева и справа от дороги Леваши – Губден и куппинская
гора ГанцIи сложены так же из кораллов и других морских микроорганизмов.
  Слева от дороги чётко видны слои, образованные кораллами, соответственно, в разные периоды. Поэтому они имеют разную толщину в разных местах, и под
давлением воды, находящейся над ними, они прогибались.
   И так, 1,7 – 500 млн. лет назад не только дагестанские, и все Кавказ-
ские горы были под водой. Каспийское, Чёрное и Азовское моря были од-
ним морем и имели одно название – Тетис. Воды Тетиса были соединены с
водами океана. После разлома земной коры и действий вулканов в течение
миллиардов лет вода Тетиса отступила от образованных к этому периоду
гор. А Каспийское море осталось большим озером, так как оно находилось
ниже уровня мирового океана.
Доказательством того, что над дагестанскими горами бушевали воды какого-
то океана, являются находимые в разные времена разными людьми, палеонтологами, учёными, краеведами окаменелости морских животных, растений
и их отпечатки.
Изучение, сохранившихся в земной коре окаменелостей животных и растений, помогает изучению жизни на земле. Примером в этом плане является территория села Куппа, да и весь Дагестан. Сбором, изучением и пропагандой истории окаменелостей морских животных и растений села и района более 40 лет занимается заведующий МКУК «Куппинский музей …» Омаров И.И. и его сын кандидат исторических наук Омаров Шамиль И.Огромный ценный палеонтологический материал, который он собрал в течение 45 лет и послужил фундаментом для создания данного музея.
Окаменелости аммонитов раковин, двухстворчатых моллюсков и
других морских животных на территории села Куппа часто находим там,
где есть отложения из глины, мергелия или мела, а окаменелости монограптисов – на известняках или просто на поверхности земли. Большинство окаменелостей двухстворчатых моллюсков состоят из мела, так как они произошли из мела горы ГанцIи, откуда после ливней их выносит бурная река, протекая по центру села.
Иса Исаевич рассказывает о том, как организовал здесь музей.
– Я эти камни собирал, можно сказать, всю свою жизнь, люди многое приносили и приносят. Мечту о создании музея вынашивал долгие годы.
В коллекции И. И. Омарова имеются конкреции, внутри которых
находится разнообразная фауна: аммониты, белемниты, раковины моллюсков и других морских животных мезозойского периода (137–230 млн. лет).
Кроме фауны, животного мира, внутри конкреций встречаются, размером с грецкий орех, гладкие и игольчатые шарики перламутрового цвета*.
   В определении возраста, состава и образования конкреций нам
помог заведующий лабораторией геологии твёрдого минерального сырья
Института Геологии Дагестанского научного центра РАН, кандидат гео-
лого-минералогических наук, почётный разведчик недр Российской Фе-
дерации, заслуженный деятель минералогических наук России Владимир
Устинович Мацапулин, который по нашей просьбе специально приехал в
с. Куппа в 2003 г.

АРХЕОЛОГИЯ

   Благоприятные экологические условия (обилие солнечных дней в году, защищенность от холодных ветров, близость к водным источникам и т.д.) в созданной самой природой Куппинской котловине наводят на мысль о том, что территория села и его окрестности могли быть заселены человеком еще в древности. Косвенно это подтверждается находками в соседних и прилегающих
к Куппе районах. Так, «древний период – каменный век – представлен материалами
палеолитических и неолитических местонахождений Усишинской долины (Акушинский район), Чохской и Ругуджинских стоянок эпохи верхнего палеолита,
мезолита и неолита (Гунибский район). Следующая по времени эпоха меди и бронзы наиболее полно отражена в Мекегинском (Левашинский район), Верхнегунибском (Гунибский район) и Ирганайском (Унцукульский район) поселениях, в Гонобском, Гинчинском (Кахибский район) и Ирганайском (Унцукульский район) могильниках»81. К сожалению, в археологическом отношении с. Куппа изучено недостаточно, т.к. целенаправленных раскопок здесь не проводилось. Археологические находки носят в основном случайный характер и обнаружены местными жителями при хозяйственных, строительных и дорожных работах. Наиболее ранние сведения о находках в с. Куппа приведены Е. И. Козубским. Заслуга сведения воедино и классификации известных в его время археологических памятников республики принадлежит М.И.Исакову. В его работе
«Археологические памятники Дагестана» имеются данные и по Куппе: Археологические памятники, зафиксированные и описанные Е. И. Козубским, М. И. Исаковым, В. М. Котовичем и др. нашли свое отражение в своеобразном
реестре таких памятников, составленном А. И. Абакаровым и О. М. Давудовым.
И хотя он повторяет предыдущую информацию, считаем возможным привести и его:
775. Куппинское 1-е городище.
В 4 км к северу от сел. Куппа, на горе Талку, находится городище (630x740м) первой половины I тыс. н.э.
776. Куппинское 2-е городище.
В 4км от сел. Куппа, на горе Хулакар, находится городище.
777. Куппинское поселение.
В 2 км к северо-западу от сел. Куппа, на склоне горы Талку, находится средневековое поселение.
778. Куппинский 1-й могильник.
У сел. Куппа, на пашне, возле дороги, находится могильник с каменными ящиками, в которых находили человеческие кости и кости животных (лошади). На этих полях обнаружены также бронзовые предметы. Дата могильника – первые века I тыс.н.э.
779. Куппинский 2-й могильник.
В 2 км к северо-западу от сел. Куппа, в горной местности Талку, находится могильник с каменными ящиками.
780. Иргалинское культовое сооружение.
На восточной окраине сел. Иргали расположено четырехугольное в плане сооружение (12,5-4,7 м), в стене которого рельефной кладкой через равное расстояние выложено три креста. При шурфовке внутри сооружения была найдена средневековая керамика. Среди местных жителей это место известно как «грузинское место».
781. Чукарантарлабекское городище.
В 4,5-5 км к югу от сел. Иргали, в урочище Чукарантарлабек, находится городище размером 120x80 м, занимающее территорию двух конусовидных холмов.
На склонах холмов видны остатки строений, к которым подходит древняя дорога. Подъемный материал представлен обломками раннесредневековой керамики.
По склонам холмов ступенчато расредоточены развалины постро-
ек, представляющие собой кучи камня, местами изрядно обгорелого.
Все склоны к юго-западу от городища покрыты заброшенными терра-
совыми полями. Территория городища занимает площадь около гектара (120x80=9600 кв.м.). Почти от самой окраины с. Иргали и до городища мы проследили остатки древней огороженной дороги. Ширина дороги колебалась в
пределах 1,4-1,9 м. Сложенные сухой кладкой из слегка подправленных плит ограждающие дорогу стены сохранились в высоту на 0,5-0,7 м, а местами даже до 1,2 м. Эта дорога в деталях повторяет древние дороги, зафиксированные в предгорьях Дагестана при раскопках раннесредневекового городища Урцеки.
Подъемный материал, собранный здесь, фрагменты от красноглиняных сосудов со «штрихованной» поверхностью и фрагменты от красноангобированных сосудов внешне почти не отличимые от подобной керамики, хорошо известной нам по Урцекскому городищу.
   782. Иницлабекская крепость.
В 1,5-2,0 км к юго-востоку от Чукарантарлабекского городища, на вершине возвышения Иницлабек, находятся развалины крепости, отдельные каменные
построения которой виднеются на поверхности. Упомянутые городище и крепости связаны между собой дорогой. Подъемный материал, собранный в 1966г. 2-м отрядом Института истории, языка и литературы Дагфилиала
АН СССР, относится к раннему средневековью.
   783. Энцурвинское поселение. В 1 км к югу от сел.Куппа, у дороги на Куппинский перевал, на холме в виде ступенчатой пирамиды в урочище Энцурва встречается красная ангобированная керамика. В коллекции краеведа И. И. Омарова имеется ряд случайныхнаходок из окрестностей
села. Особую ценность из них представляют бронзовые трехгранные и трехлопастные втульчатые стрелы скифского времени, датируемые археологом, доктором исторических наук О. М. Давудовым VI–IV вв. до н.э. Обломок бронзового кинжала, найденный в местность «Хьхьар ТIалкьу» в конце 60–70 гг. нашего столетия, датируется им же концом III – началом II тыс. до н.э. (конец эпохи ранней бронзы – начало эпохи средней бронзы) и представляетсобой образец дагестанского варианта куро-аракской культуры. К этому же времени, по-видимому, относится и могила (возможно, могильник), расположенная в 5 км к С-3 от с. Куппа, в местности «Хьхьар ТIалкьу». Могила обнажена в результате действия селевого потока, размывшего почву. Прямоугольная в плане (1,5x1 м) могила (каменный ящик или, возможно, склеп) расположена на глубине 2 м от поверхности. Края сделаны из крупных камней, сложенных всухую. Сверху каменный ящик накрыт огромной плитой толщиной 0,3 м. В могиле вперемежку с почвой наблюдаются костная труха и фрагменты более крупных костей. Непосредственно у могилы, на глубине около 0,5 м от поверхности, в толще почвы обнажился край сероглиняного сосуда с широким туловом, расположенного дном вверх. Внутри сосуда обнаружены фрагменты черепа (детского?) и костная труха.
Серая же керамика, собранная нами с развалин поселения «Къала», датирована О. М. Давудовым албано-сарматским периодом (I – Х вв., а скорее всего ІІ-ІІІ вв.н.э.).
К этому же периоду (III в. до н.э. – III в.н.э.) относит археолог, кандидат исторических наук Р. Г. Магомедов одноручный керамический сосуд типа кружки
с серолощенной поверхностью, обнаруженный в 1965 г. в местности «Ххула кьар» чабаном Кади Рабадановым. Он изготовлен с применением гончарного круга. Подражает формам металлической посуды. По своей форме, характеру теста и способу изготовления сосуд датируется албано-сарматским временем.
4. Городище в урочище Талку
   Урочище Талку находится на Куппинских высотах на расстоянии
Приблизительно 5-6 км к северу от селения Куппа и 4-4,5 км к северо-востоку от Куппинского перевала. Урочище расположено на сравнительно выровненном
плоскогорье, защищенном со стороны перевала и с. Куппа невысоким хребтом. Здесь на очень большом пространстве (СЮ-бЗО м, ЗВ-740 м, т.е. 466200 кв. м, т.е. около 47 гектаров), составляющем территорию городища, на поверхности хорошо заметны остатки сильно разрушенных построек. Можно полагать, что перед нами здесь остатки большого города с сельскохозяйственной округой, функционировавшего в первой половине 1 тыс.н.э. расстоянии 1,5–2 км от городища Талку по дороге в сторону с. Куппа, с правой стороны на крутой (30–40°) скале видны остатки кладок стен. Образованные этими стенами помещения расположены ступенчато по склону. Хорошо различимы остатки двух ступенчато расположенных друг над другом помещений.
6. Могильник в селении Куппа
   При прокладке трассы дороги от сел. Куппа на Гуниб, на северной окраине селения бульдозером было разрушено несколько древних могил, где по словам очевидцев, жители нашли несколько мелких серебряныхукрашений, однако, ни увидеть самих вещей, ни услышать более-менее определенного «словесного портрета» их нам не удалось. Если ориентироваться на керамику, то можно полагать, что могильник функционировал в первых веках I тыс.н.э.
В 1969 г. у могилы, которая находится на окраине села, были найдены стеклянная серьга, бусинка из коралла раннего средневековья, в 1995 г. здесь же были найдены бусинки: белого цвета (рифленая), коричневая и сделанная из стекловидной пасты, а в 2013 г. – две гагатовые бусины. В 1990 г. в урочище Талку были найдены вставки: сердоликовая (абрикосового цвета), аймадин (белого цвета) и альманзин (красного цвета) I-Х вв. н.э.
В коллекции имеется кремневый наконечник стрелы (II-III тыс. лет до н.э.), каменный топор, найденный в с. Гамри М. Алиевым и зернотёрка, найденная на горе И. Магомедовым в 2000 г., часть каменной ступы каменноговека.
В 2012 г. уроженцем села Ш. Магомедовым (Алихан) найдены глиняный сосуд, высотой 29 см и такой же сосуд высотой 14 см эпохи ранней бронзы. В этом же году на горе Мажи, что между отселком Иргали и с. Верхний Арши,
ученик 9 класса школы Ю.Юсупов нашел бронзовую фигуру женщины в виде креста. По определению дагестанских ученых, экспонату 700 лет.
В 2011 г. житель отселка Аммалти Алиев Шамиль на горе Талку, на развалинах «Грузинской крепости», нашел обломок камня с изображением солярного знака солнца, а на его фоне фигура женщины в виде креста. Видимо, эта находка того периода, когда поклонялись солнцу или времен матриархата.
В 2017 г. братья М-К. М.Магомедовы, Р.-Г.Гамзаев с другими родственниками
на горе Талку недалеко от могильника нашли керамический сосуд, бронзовый браслет и серьгу (III тыс. лет до н.э.). Ряд находок из сел. Куппа стали экспонатами историко-этнографического музея Дагестанского госуниверситета. Эти экспонаты, датированные археологом, кандидатом исторических наук М.С.Гаджиевым, следующие:
№ 717. Точильный брусок с отверстием (I – III вв.н.э.).
№ 718. Железный наконечник стрелы (VI-Х вв.).
№ 719. Бронзовое зеркальце (IV-VШ вв.).
  Таким образом, находящиеся на территории с. Куппа и в его окрестностях
археологические памятники (поселения, могильники, культовые и оборонительные
сооружения и т.д.) и случайные находки, позволяют судить о давности заселения человеком этого района, высоком уровне строительного и других видов местного ремесла: кузнечного, гончарного, ювелирного и т.п. Наличие крупных поселений,
башенной культуры, древних дорог свидетельствуют об оживленных торговых
связях, военном, экономическом и культурном сотрудничестве местного населения с соседними народами. Хронологически наиболее ранние памятники датируются эпохой бронзы (конец III – начало II тыс. до н.э.). Имеются находки скифского и албано-сарматского времени. Наиболее многочисленны средневековые памятники.

Куппинские лунные, солнечные часы-календарь

    Селение Куппа Левашинского района расположено на восточном
склоне Кегерского нагорья, населено даргинцами. Многочисленные горные террасы, несомненно, дававшие богатые урожаи в период «климатического оптимума» голоцена и заброшенные теперь, занимают огромные площади на крутых склонах гор вокруг селения. Часы-календарь был найден в 2000 году на горе Талку вблизи селения во время заготовки бутого камня. Сейчас экспонат перенесён в селение и находится у краеведа Исы Омарова*. Календарь выполнен гравировкой на камне весом более 250 кг. треугольной формы. Толщина его 20-25 см, ширина в нижней части 60 – 75 см. Календарь имеет во внешнем круге 40 ямок, во внутреннем 24, имеются две выделяющиеся ямки диаметром 20-25 мм 0 и 01, три крестика, а в центре традиционная, встречавшаяся на календарях Кегерского нагорья овальная чаша диаметром 23 см и глубиной до 2 см. Он функционировал аналогично рассмотренному в примере Кудалинскому календарю. Календарь, судя по углу наклона оси Земли и по срокам сельхозработ, конечно, голоценовый. В отличие от навечно связанных с массивом Земли этот календарь имеет преимущество в том, что при миграции точек восхода светил на горизонте его можно снова ориентировать на них путем разворота основания камня. Вполне возможно, что он был создан в самом начале голоцена, 14 тыс. лет назад, после увеличения наклона оси Земли и продолжал действовать вплоть до конца «климатического оптимума» голоцена 2 тыс. лет до н.э. Это говорит о том, что в этот период талкинские земли были заселены и обустроены.

Бронзовая статуэтка из селения Иргали

   В октябре 2015 г. на вершине горы Мажи, расположенной между селениями
Иргали и Арши Левашинского района Дагестана, учащимся 9 класса Куппинской средней общеобразовательной школы Юсупом Юсуповым была обнаружена бронзовая статуэтка. У подножья этой горы находятся развалины поселения, называемого местными жителями «Гуржнала мусса» («Грузинское место»). Чуть выше поселения, на склоне горы, расположены садовые террасы. Отлитая по восковой модели бронзовая статуэтка представляет собой полнофигурную, статичную стоящую обнаженную женскую фигурку с выраженными половыми признаками. «Возможно, пол человека был важен для проведения тех или иных ритуальных действий, совершаемых с помощью различных предметов» [1, с. 202]. Высота статуэтки составляет 5 см при ширине разворота рук 2,5 см. Закругленные спирально с локтя и выставленные перед грудью кисти рук должны были удерживать сосуд и/или, возможно, передают одну из поз адорации. Старший научный сотрудник отдела археологии Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН, кандидат исторических наук Рабадан Гаджиев датирует статуэтку VII-XI вв.
   Изучение археологических памятников с. Куппа показывает важность археологии
как отрасли исторической науки, помогающей воссоздать социально-экономическую структуру прошлого, понять ее особенности, выявить движущие
силы исторического процесса, решить проблемы этногенеза народов Дагестана. Неотложной и насущной задачей является выявление, тщательное сбережение археологических материалов, их публикация и научная интерпретация.
Актуальным и целесообразным является проведение целенаправленных археологических раскопок в с. Куппа.

История (Краеведение)

   Изучение истории с. Куппа имеет большое научное и практическое значение. Оно позволит проследить роль куппинцев в истории, их вклад в экономическую, политическую и социальную жизнь региона, влияние на ход исторических событий, связанных с историей Кавказа; показать общее и особенное в истории с. Куппа в контексте истории народов Дагестана; ввести в научный оборот новые факты и события, личности и персонажи, источники и материалы, заполняющие лакуны в истории Дагестана и служащие делу патриотического воспитания молодежи, углубления их знаний о культуре и традициях своего народа.
Одной из актуальных задач исторической науки Дагестана является написание по возможности истории большинства дагестанских аулов, что даст возможность воссоздания целостной картины истории края. К сожалению, в силу ограниченности времени и источников мы не в состоянии описать всю историю с. Куппа.
   Остановились на изучении лишь наиболее крупных исторических
событий, которые еще свежи в памяти старших поколений и в которых наиболее зримо и рельефно отразилась история села, проявились действия
народных масс и отдельных личностей. Таковыми, на наш взгляд, являются народно-освободительное движение горцев Дагестана и Чечни в 20 – 50-х годах XIX в., восстание 1877 г., русско-японская война 1904 – 1905 гг., установление Советской власти в Дагестане, иностранная военная интервенция и гражданская война 1917–1921 гг., встреча проезжавшего через Куппу в 1928 г. М. И. Калинина, необоснованные репрессии 30-х годов, коллективизация и связанные с ней новые формы хозяйствования, Великая
Отечественная война 1941–1945 гг. и др.
   Перейдем к непосредственному изложению хода исторических событий, в которых принимали участие куппинцы.

1.    КАВКАЗСКАЯ ВОЙНА

   Весь исторический период Кавказской войны, начиная от народной борьбы за свободу и независимость под руководством первого имама Газимагомеда, до конца этой борьбы под руководством второго имама Шамиля, куппинцы поддерживали
эту борьбу и постоянно принимали активное
 участие в боевых событиях этого периода. С именем Шамиля связан новый подъем антиколониальной борьбы горцев Дагестана. Уже в конце 30-х годов цудахарцы и куппинцы «обнаружили также неприязненность» к царским властям. А во время осады Ахульго царскими войсками на помощь Шамилю из даргинских обществ был направлен конный отряд в 400 человек. По словам старожилов, у Шамиля имелся отряд из 200 всадников-куппинцев. Устав от бесконечных стычек, тягот и лишений, связанных с войной, и откликнувшись на призыв Шамиля, куппинцы в конце 1846 г. переселились в горы, где жили в аварских селениях ГьитIекатIа, Салгъада (многие потом оттуда переселились в Аксай), а также в чеченских селениях Дарго и Ведено. Жизнь в Аварии и Чечне на протяжении более 13 лет не прошла бесследно и отразилась на многих сторонах культуры и быта куппинцев (многие куппинцы старшего поколения прекрасно знают аварский язык, имеют родственников и кунаков среди аварцев; наряду с социальным термином «тухум» применяется и его чеченский эквивалент «тайпа» и т.д.). Интересно отметить, что в сел. Хаттуни и Тевзани (Таузень) Веденского района нынешней Чечни имеется тайпа «Цудахар», предки которого являются выходцами из Куппы. Широко известный в Чечне «Исламский батальон» укомплектован очеченившимися куппинцами из с. Хаттуни.
   Особого внимания заслуживают куппинцы-сподвижники имама Шамиля: Ххула ГIяли (Большой Али), Къуппаса ГIяли (Али Куппинский), Камалла Дабай, Чупилав из Аммалти, Абакар-Дибир из Куппа, Хусро (Хосро, ХIусу), Къакъи-Кьунни. О храбрости и подвигах этих куппинцев, бывших наибами, мюридами, знаменосцами
и т.п. в войске Шамиля, сложены легенды. Особенно много их сложено о Ххула ГIяли и Къуппаса ГIяли. Вот что рассказывает о Ххула ГIяли Курбанов Магомед (1940 г.р.): «Ххула ГIяли был одним из воинов Шамиля и сражался под его руководством более 14 лет. ГIяли очень любил лошадей, его конь был одним из
самых лучших. Зная это, Шамиль однажды послал к нему человека, который обратился к ГIяли со словами:
– Шамиль просил тебя, чтобы ты дал ему своего коня для выполне-
ния одного важного дела.
– Нет, не отдам коня. Так и скажи Шамилю, – ответил посланцу
Шамиля Ххула ГIяли.
Когда посыльный вернулся и передал эти слова Шамилю, тот уди-
вился и призвал ГIяли к себе. Тот прискакал на своем вороном коне и, представ перед имамом, поприветствовал его. Шамиль ответил на приветствие и спросил:
– Почему ты отказал в моей просьбе одолжить коня, который был нужен для того, чтобы послать гонца с важной вестью через вражеский тыл?
– Своего коня я держу для того, чтобы он служил мне. Я, твой брат
по вере и оружию, 14 лет служу тебе, чтобы быть полезным в самых опасных ситуациях и умереть за газават. В следующий раз, Шамиль, посылай не за конем, а за человеком, который сможет сесть на этого коня, – ответил ему Ххула ГIяли.
   Удивленный и растроганный ответом своего верного мюрида, Шамиль поручил ему выполнение ответственного задания. ГIяли выполнил его и вернулся целым и невредимым». Говорят, что он прожил около 125 лет, в возрасте 120 лет он лазил на деревья как юноша. Отличался своим бесстрашием и смелостью. Держал самого быстрого коня в округе и в бою всегда был впереди.
   Устав от бесконечных стычек, тягот и лишений, связанных с войной, и откликнувшись на призыв Шамиля, куппинцы в конце 1846 г. переселились в горы, где жили в аварских селениях ГьитIекатIа, Салгъада (многие потом оттуда переселились в Аксай), а также в чеченских селениях Дарго и Ведено. Жизнь в Аварии и Чечне на протяжении более 13 лет не прошла бесследно и отразилась на многих сторонах культуры и быта куппинцев (многие куппинцы старшего поколения прекрасно знают аварский язык, имеют родственников и кунаков среди аварцев; наряду с социальным термином «тухум» применяется и его чеченский эквивалент «тайпа» и т.д.).
  Интересноотметить, что в сел. Хаттуни и Тевзани (Таузень) Веденского района нынешней Чечни имеется тайпа «Цудахар», предки которого являются выходцами
Из Куппы. Широко известный в Чечне «Исламский батальон» укомплектован
очеченившимися куппинцами из с. Хаттуни.
Большой интерес представляют для куппинцев и всех дагестанцев
куппинцы-наибы, знаменосцы и мухаджиры Шамиля, которые до конца
своей жизни жили, боролись и умерли под знаменами имама Шамиля.
«Джамаат Куппа поддержал мюридов так же решительно и
самоотверженно, как бывало еще в прежние времена, до имаматства Шамиля – и в 1832, и в 1834, и в 1839, и 1844 гг. Куппинцы дали внушительный отряд в войско имама, многие их воины выделялись в сражениях. И в наши дни не забыты их имена».

Доблестный наиб Абакар-Дибир или Абакар-кади Куппинский

Аргвани – это родина знаменитых ученых, мюридов Шамиля. Здесь в 1793 году родился и всемирно известный наиб Шамиля, крупнейший ученый, талантливый
полководец, воевавший рядом с Шамилем в течение тридцати лет – Абакар-Дибир Аргванийский. Абакар-Дибир Куппинский был наибом Гумбетовского участка
(Авария) Имамата в 1839–1859 гг. В 1839 году Абакар-Дибир вместе с отрядом героев Цудахара с партией в две тысячи горцев прорвались на помощь имаму Шамилю в селение Аргвани, окруженному войсками генерала Граббе в составе
10 тысяч солдат. На цудахарцев напали, и начался бой в восточной стороне от села в местности Багарлабаби. Битва была страшная, силы были не равны. Не желая сдаваться в плен, мужественные цудахарцы начали прыгать со скалы, и те, кто были в бурках, остались живы, а кто без них–погибли. Эту скалу называют Скалой мучеников. В этой страшной битве большинство отрядов стало мучениками, но выручили имама Шамиля, дав ему возможность выйти из окружения. Имеется завещание аргванинцев потомкам не забывать о подвиге цудахарцев
И оказывать им поддержку. В этом же году Шамиль назначил доблестного Абакар-Дибира наибом Аргвани, позже, в 1841 году, Абакар-Дибир был назначен наибом Гумбетовского участка Имамата и являлся им вплоть до 1859 года.
  Наиб Хаки Куппинский был наибом имама Шамиля в округе Магар (Авария)
и окресных хуторов и мест поселения переселенцев из Казикумухского ханства в 1845–1852 гг. Он упоминается в письмах Шамиля в апреле и июне 1850 года.
Он возглавлял оборону крепости Чох от царских войск под командованием
генерала Аргутинского в 1849 г. Крепость он не сдал, и её защитники восстанавливали крепостные сооружения Чоха, разрушенные во время обстрела русской артиллерией. Наиб Хаки Куппинский участвовал во всех шамилёвских
походах. Был близким другом имама Шамиля. По одной из версий, наиб Хаки Куппинский в 1859 году переселился в Турцию вместе с легендарным наибом имама Шамиля Асланом Цудахарским, став мухаджиром.
  По сведениям старожила из отселка Тилагу Али Курбанова, дедушка по матери Къакъи-Кьунни был знаменосцем имама Шамиля. Он был человеком крепкого телосложения и высоким. Когда другие ездили на конях, он слезал с коня и шел рядом с ним, чтобы не мучить его своим тяжелым весом.
   Наиб Зубаир Куппинский (более известный как Хосро). Зубаир Куппинский
был наибом Анцухского (Авария) участка Имамата в 1844–1859 гг. По свидетельству Абдурахмана Газикумухского, презирал серебро, золото, деньги.
Наиб Зубаир Куппинский был одним из самых преданных и верных воинов имама Шамиля, который был рядом с имамом до конца. Зубаир Куппинский в 1859 году на Гунибе, в последнем бою в его жизни, погиб мучеником, защищая имама Шамиля. Бесстрашный сын даргинско- го народа, ставший мухаджиром в Анцухе, до конца остался верным делу Шамиля, жил как воин, и погиб как воин, но остался живым в сердцах благодарных потомков, как символ непокорности и величия духа.
   Наиб Чупалав Куппинский или Чупалав из Ачинни, гордый сын даргинского
народа, верный соратник имама Шамиля. Мухаджир в Чечне, первый
официальный наиб имама Шамиля в Чечне. Курировал Ачиннийский округ Имамата в Чечне. Чупалав Куппинский переселился в Чечню с Шамилем
после падения Ахульго в 1839 г., и в том же году официально стал первым чеченским наибом из Дагестана. С 1840 по 1856 годы среди видных командиров кавалерии Имамата был и наиб Чупалав из Ачинни. Наиб Чупалав Куппинский – гордый сын даргинского народа, верный соратник имама Шамиля, его гордый эмир и последователь, обменялся с Шамилем одеждой и оружием, что явилось важным символом гордости, доверия и чести.
  Чупалав был подло убит Кадинскими нуцалами в 1844 году во время переговоров.
   Камалла Дабай Куппинский – бесстрашный славный сын дар-
гинского народа, наиб имама Шамиля в Малой Чечне. Наиб Дабай Куппинский – один из первых соратников имама Шамиля со дня его избрания имамом в 1836-1840 гг. Наиб Дабай Куппинский принимал самое активное участие во всех шамилёвских походах. Последнее в его короткой жизни сражение состоялось при реке Валерик в 1840 году, описанное в своём стихе М. Ю. Лермонтовым. В этом эпическом сражении отважный Дабай получил тяжелое ранение, от которого вскоре погиб. Камалла Дабай, став мухаджиром в Чечне, прожил очень короткую,
но яркую жизнь. Бесстрашный даргинский воин, ставший мучеником за дело имама Шамиля, навечно остался в сердцах потомков, как символ беспримерной
отваги и верности своему слову до последнего своего вздоха. Бурная река Валерик, стала последним пристанищем бесстрашного даргинского наиба Камалла Дабая.

4. ВОССТАНИЕ 1877 г.

   После покорения Дагестана горцы неоднократно выступали против колониального режима. Кульминационным моментом этих выступлений было восстание 1877 г., которое нашло свое отражение в исторической литературе.
В конце августа 1877 г. началось всеобщее восстание в Нагорном Дагестане. «Кумухская резня возбуждающе подействовала на дагестанцев, им казалось море по колено, поднялись общества Цудахар, Куппа, Даргинский (Акуша) округ и, наконец, волнение распространилось по всему южному Дагестану».
Первыми из Цудахарского союза 8 сентября выступили жители с. Куппа. Вслед за
ними в начале сентября цудахарцы и хаджалмахинцы захватили крепость и   уничтожили гарнизон, после чего весь Даргинский округ был охвачен восстаниемОписываемая битва происходила в местности «Барда» и в самом с. Куппа между царскими войсками и цудахарскими и куппинскими ополченцами
под руководством Ника Кади и Муртузали-Мамма. Аул Куппа был разрушен и сожжен до основания.

5. РУССКО-ЯПОНСКАЯ ВОЙНА

     Как известно, горцы-мусульмане не несли воинской повинности и не призывались в царскую армию. С началом русско-японской войны царское правительство в конце января 1904 г. приняло решение «вызвать желающих идти на войну с Японией из числа кавказских горцев, не несущих воинской повинности». Участвовали добровольцами в русско-японской войне и куппинцы. Участник этой войны Муса Кунниев в 1939 г. поведал Ахмеду Магомедову (Ажу) следующее: «В село приехал царский наиб, собрал нас и призвал добровольцами
идти на войну. Была объявлена плата за службу. Почти все куппинцы вернулись в родное село целыми и невредимыми. Многие из них были отмечены боевыми наградами.

6. ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА

1) Разгром деникинцев на Куппинском перевале
   Не оставались в стороне от этих событий и жители с. Куппа. Наиболее рельефно
и ярко участие куппинцев в антиденикинском восстании проявилось в бою у Салтинского* перевала, который по значимости нередко приравнивается к сражению в ущелье Ая-Кака. Как известно, в этом сражении был уничтожен
отряд деникинцев во главе с полковником Лавровым. «Более 100 деникинцев,
узнав о разгроме отряда полковника Лаврова, оставили Кумух и присоединились
к Гунибскому гарнизону. Командир Гунибского отряда деникинцев полковник
Шокали, имевший в своем распоряжении крупные силы и артиллерию, совместно
с подошедшей сотней из Кумуха, предпринял карательную экспедицию против восставших гергебильцев. 7 сентября 1919 г., окружив Гергебиль, Шокали наложил
на жителей контрибуцию в 250 тыс. рублей». Послеразорения аула и глумления над мирными жителями Гергебиля, пошел на аул Куппа, расположенный на тракте
Гуниб-Леваши. Куппинцы мужественно оборонялись. Все это время, после того как отряд деникинцев вышел из Гуниба, куппинцы следили за ним, расставив дозорных и караульных на вершинах и склонах гор Талку и Ганци и на западном спуске Куппинского перевала. До куппинцев дошли вести о дебоше и грабеже казаков в Гергебиле. После полудня в местности «ХIеркIв» собралось около 200 конных и более 100 пеших куппинцев. Старики, женщины и дети были укрыты
в пещерах местности «Вана шин» и в «Нурдуччи катта». Конные были разбиты на
группы по 25 всадников, командирами которых были Нажмутдин Ганцамагомедов, Гаджи Рабилмагомедов, Ахмед Рабаданов и Ахмед Муталипов. На такие же подразделения были разбиты и пешие, командирами которых были Вагаб Дибирмагомедов, Омар Дибирмагомедов, Насрулла Шайхумагомедов, Сайпулла Нурутдинов, Дауд Хизриев. Объединенные силы куппинцев и гергебильцев окружили отряд возле аула Куппа и почти полностью его уничтожили. Паника среди белоказаков была настолько велика, что во время бегства некоторые из них бросались со скал в пропасть. Лишь немногие сумели добраться до Гуниба. Их рассказы о побоище усилили панические настроения среди солдат гарнизона. Поэтому, когда повстанцы атаковали Гуниб, часть гарнизона сдалась, а остальные, спустившись с кручи, бежали в сторону Темир-Хан-Шуры. Однако они были перехвачены и уничтожены». Объединенные силы куппинцев и гергебильцев окружили отряд возле аула Куппа и почти полностью его уничтожили.  Один из руководителей повстанцев О. Османов писал: Опять бой, и не менее жестокий, чем под Ая-Кака. В узком ущелье Куппинского перевала гунибский гарнизон был остановлен и обращен в бегство. Остатки гарнизона были сброшены с Красного моста». Восставшие гергебильцы совместно с даргинскими партизанами окружили
деникинский отряд и разгромили его. Полковник Шокали, 6 офицеров и более 200 казаков были убиты. Оставшиеся деникинцы отступили на Гуниб, где были добиты повстанцами. Около 100 деникинцев было взято в плен. Такого крупного поражения в Дагестане Деникин ещё не терпел. Разгром в Ая-Кака и на Куппинском перевале послужил сигналом к всенародному восстанию в Дагестане против деникинских войск.
  Эта победа сыграла важную роль в мобилизации всех повстанческих сил.

2) Трагедия 1920 г. в с. Куппа
   В октябре 1920 г. в с. Куппа разыгралась трагедия, которая по своим масштабам
и бессмысленной жестокости стоит в одном ряду со зверствами новой власти в аварском селении Геничутль и при депортации чеченцев и ингушей в феврале 1944 г. Факт массовых расстрелов мирных жителей с. Куппа бойцами XI Красной Армии в истории советского периода тщательно замалчивался: по крайней
мере, нам не удалось найти никаких упоминаний об этом факте в исторической
литературе о гражданской войне и в фондах архивов. В советской историографии
события осени 1920 г. в горах Дагестана расцениваются как «антисоветский
контрреволюционный мятеж», руководимый Гоцинским, Алихановым, Джафаровым. События разворачивались следующим образом. 13 октября 1920 г. гунибский отряд без боя занял села Хаджал-махи, Куппа и громом своих пушек известил Гунибский гарнизон о приближении помощи. В Куппе к Гунибскому отряду присоединился партизанский отряд К. Караева, а затем революционная молодежь из сел. Салты», – отмечает М. Кичаев. Впереди отряда следовал
броневик, в котором находился командир. В этот момент с крыши дома Вагаба Абдурахманова выстрелом из винтовки был ранен красный командир.
  Всем жителям с. Куппа было велено явиться на собрание.
Всех явившихся мужчин согнали в дом Джамалутдина Гимбатова, двери были заперты на ключ и у них были выставлены часовые. Тех мужчин, которые
добровольно не явились на собрание, схватили в домах ночью, а утром под конвоем отправили в Леваши, а оттуда – в Темир-Хан-Шуру и Дербент, где некоторых из них казнили позже. Тем, кому удалось спастись, прятались на горе Талку, в лесу Ганци, скрывались в аварских селах. По дороге в Леваши, у с. Хаджал-махи, были убиты Магомед-кади Абакаров, Абдулхалик, в Леваши казнен Муса Исаев и некоторые другие. Штаб красных располагался у дороги, в доме Багаутдина Абдулхаликова. Было решено расстрелять всех заключенных,
находящихся в доме Д. Гимбатова. Вечером их стали выводить группами по 10 человек с завязанными веревкой руками на расстрел. Было убито около 80 человек, в том числе и 5 женщин.
  Более жестокими в это время оказались карательные операции Самурского по отношению к жителям сёл Генечутль и Хаджалмахи. В своей книге «Хаджалмахи: история и современность» кандидат исторических наук К. А. Ахмедов пишет:
«В результате вышеуказанной карательной акции было убито 360 человек, среди них большое количество людей пожилого возраста. Почему-то наши историки
умалчивают этот факт глумления и вандализма со стороны представителей
советской власти. Разве можно было из-за 5-6 отщепенцев-бандитов уничтожать целое село, где было более 600 дворов»59. Отдельные партработники Красной Армии и местные партийные работники, и сам Самурский выслуживались перед вышестоящей властью и не считались с указанием В. И. Ленина о том, что «На Востоке, где мы имеем гораздо более отсталые страны, находящиеся под гнетом
религиозного фанатизма, пропитанные большим недоверием к русскому народу...
– здесь наша политика должна быть более осторожной и терпеливой» (В. И. Ленин. Соч. Т. 30, с. 301).

Калинин в с. Куппа

10 дней жил в Гунибе Всесоюзный староста М.И.Калинин. Напряженная без перерыва работа подорвала здоровье Председателя ЦИК СССР. И когда встал вопрос об отдыхе, Михаил Иванович вспомнил свои поездки в Дагестан и выбрал Гуниб. В августе 1928 г. его торжественно встречала Махачкала. Из столицы Дагестана он выехал на открытой легковой машине через Буйнакск – Леваши – Хаджалмахи – Куппу на Гуниб. В октябре 1928 г. проездом на Гуниб в с. Куппа побывал М. И. Калинин. В день приезда Калинина в Куппа собрались люди со всех
сел бывшего Цудахарского участка. В селе были сооружены две арки, украшенные портретами Маркса, Ленина и самого Калинина, разноцветными лентами и кумачом. Одна арка была установлена у входа в село в каньоне «Кьакьи», а другая на расстоянии 150 м от первой, у дома Рабадана Гимматова. Дорога в промежутке между арками была устлана коврами. На вершине ущелья были выставлены дозорные для того, чтобы выстрелом предупредить о появлении дорогого гостя. Толпа празднично одетых людей с нетерпением ожидала прибытия Калинина. Наконец, раздался выстрел. Раздались возгласы: «Едут! Едут!», и все направились к арке у входа в село. Подъехала грузовая машина, и с нее слезли М. И. Калинин, зам. Председателя Совнаркома К. Мамедбеков, фотокорреспондент из Москвы Оленин и Н. Самурский. В окружении ликующих людей они направились по ковровой дорожке к дому Гимматова, где на площадке расположились музыканты.
На зурне играл знаменитый зурнач Дибирай Магомед, а на барабане – Карим. Музыка умолкла, и Калинин подошел к шеренге пионеров в красных галстуках.
Он выкрикнул:
– Пионеры! Делу Ленина, Сталина будьте готовы!
– Всегда готовы! – ответили хором пионеры, салютуя высоким гостям. По окончании митинга от имени цудахарцев Ганца-Магомедом был преподнесен
подарок М. И. Калинину – 40 м высококачественного сукна, сотканнного куппинками. С ответной речью выступил М. И. Калинин. Он вспомнил о боль-
шой победе, одержанной даргинцами в ущелье Ая-Кака и на Куппинском
перевале. В заключение Калинин сказал:
– Молодцы, куппинцы! Умеете побеждать, умеете и танцевать!
Он обещал помочь горцам в улучшении их жизни. Когда он уезжал, лучший сапожник Тагир Гасанов снял с его ноги мерку, а когда Калинин возвращался из Гуниба, вручил ему коричневые кожаные сапоги. Тот надел их, удивился и сказал:
– Когда же Вы успели сшить такие красивые и удобные сапоги моего размера? ... Спасибо. Не забуду.

7. ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА

   С большой болью и, как свою личную беду восприняли куппинцы весть о начале Великой Отечественной войны, в которой приняло участие (многие добровольцами) все взрослое мужское население села. В ходе войны на фронт было призвано около 300 жителей села, из которых, по нашим неполным данным,
29 человек пали смертью храбрых, 65 – пропали без вести, 16 – умерли от ран в госпиталях, 95 – умерли по возвращении с войны в мирное время. За свои ратные подвиги почти все куппинцы были награждены высокими наградами Родины боевыми орденами и медалями. Многие из них являются кавалерами орденов Ленина, Славы, Красного Знамени, Красной Звезды и др., а также имеют медали
«За отвагу» и т.д. Не было в с. Куппа семьи, откуда бы ни ушел добровольцем на
фронт или не был призван в Красную Армию один, а то и два или даже несколько мужчин. Много дагестанцев погибло в ВОВ героической смертью храбрых, многие вернулись непризнанными Героями Родины.
   К званию Героя Советского Союза командованием был представлен Рамазан Газиев из отсёлка Аммалти, но из-за того, что его брат Джамалутдин Газиев попал в плен к немцам (позднее Джамалутдин был оправдан командованием), подполковник Рамазан остался без заслуженного высокого звания.
Гаджи Сапиюллаев из того же отсёлка повторил подвиг Александра Матросова,
одержал победу над немецкими «тиграми», но не получил это звание, хотя тоже был представлен своим командованием.
  Непризванным Героем долга оставался и сельчанин Курбан Зульпукарович Магомедов. Так и случилось, что калмыцкий журналист Андрей Цобдаев в сво-
ей книге «Мужество, Честь, Мастерство» приводит имена девяти дагестанцев, представленных к высшей награде, в том числе имя Курбана Магомедова. 5 мая 2016 г. на школьной площади собрался весь куппинский и других сёл джамаат, школьники, гости из района и городов, где в торжественной обстановке
Куппинской СОШ было присвоено имя Героя Советского Союза Курбана Зульпукаровича Магомедова.У входа в школу на стене висит мемориальная
доска с портретом Героя.  
    Будучи подданными империи, куппинцы принимали участие во всех войнах и конфликтах, которые вела царская Россия, а затем и СССР с другими государствами мира, начиная с русско-японской войны 1904 – 1905 гг., кончая военными событиями в Афганистане 1979 – 1988 гг. и в Ботлихских, Буйнакских событиях 1999 года. При этом, куппинцы в течение исторического периода принимали самое активное участие в хозяйственной, культурной и политической жизни района, Дагестана и страны.
  Во всех этих войнах и конфликтах куппинцы проявляли чувства
  Высокого гражданского патриотизма, беззаветной любви к Родине, проявляя чудеса храбрости и героизма.
 
Примепчание:
                
     Данная лекционная тематика применяется частично или в полной мере в зависимости от желания и интереса посетителей нашего музея (палеонтология, археология и краеведение).
    Вдобавок к этой тематике посетители музея получают информацию о каждом экспонате в музее (название, возраст, где и кем найден, её применение, значение и т.д.).
    
   Данная лекционная тема разработана организатором экскурсий МКУК «Куппинский музей палеонтологии, археологии и краеведения», канд. исторических наук - Омаровым Шамилём И.

Оставьте свой комментарй

0

Комментарии

  • Комментарий не найден

Наш адрес

Адрес музея с. Куппа: Дагестан, Левашинский район, с. Куппа, ул. Солнечная-21.
Адрес музея Н. Чугли; Дагестан, Левашинский район, с. Н. Чугли, ул. Н. Чуглинская-75.

Фотогалерея

Сейчас на сайте

Сейчас 13 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте