Печать
Просмотров: 508

Существовавшие в древнем мире различные народные, земледельческие, скотоводческие календари, Солнечные, Песочные, Водяные часы изучены археологами, этнографами, историками и астрономами.
Стоит подчеркнуть, что сейчас многие исследователи, в том числе и астрономы, пришли к выводу о приоритетности Солнечных и Лунных календарей, позднее и часов в древнем мире, которые, в свою очередь в большинстве случаев были представлены в виде наскальных рисунков и иногда огромными каменными сооружениями, как обсерватория Стоунхендж в Англии. Отличие древних и современных Солнечных, Лунных часов — календарей только в технике выполнения. Основным элементом Солнечных часов, как мы знаем, является гномон. Это вертикальный стержень или палочка, тень от которого падает на плоскость, называемую кадраном. На ней делают отметки положения гномона. Последняя в свою очередь, меняется по направлению и по длине в течении дня и в течении года по строгим законам…

В течение года при восходе и заходе Солнца тень гномона в дни равноденствий на равнинной местности залегает строго по широтной линии. Ещё, в течении года при восходе Солнца после весеннего равноденствия тень гномона отходит от широтной линии на юг и в дни летнего солнцестояния отклоняется на максимальный угол в зависимости от географической местности…
Эти календари довольно точно позволяли соблюдать оптимальные сроки проведения сельскохозяйственных и земледельческих работ и праздников в далёком прошлом. Из истории нам известно, что в древнем мире в качестве богов первыми кандидатами были Луна и Солнце, которым порою и поклонялись, проводили разные обряды (как, «Обряд вызывания дождя или Солнца» у народов Дагестана) и приносили жертвоприношения.
Доктор геолого-минералогических наук Исрапилов Магомед И. в своей книге «Наскальные рисунки Дагестана и изменения полюсов и наклона оси Земли в голоцене» (Махачкала. – Издательство «Юпитер». – 2003г. с.5.) отмечает: «Однако, наиболее ценной для науки представляется то, что на древних календарях и часах консервируется и через тысячелетия доносятся до нас древние углы наклона оси и координаты плюсов Земли. Реконсервация их проводится по зафиксированным на них древним точкам восхода, захода Луны, Солнца на горизонте в дни смены астрономических сезонов года. Фиксация их оказалась произведена, что важно подчеркнуть, во многих случаях продублирована азимутальным и зенитным методами. А это усиливает достоверность информации».
Изучив Лунные, Солнечные часы – календари, начиная от Стоунхенджа и по всему Дагестану, Исрапилов М.И. провёл колоссальную научную работу и пришёл к выводу, что: «возраст Дагестанских Солнечных часов превышает 14 тыс. лет, а календарей более 60 тыс. лет. Пока они оказались самыми древними среди всех известных во всем мире Солнечных часов и совершенных календарей, устройств по расчету затмений светил».
Древним каменным Куппинским Лунно-Солнечным часам — календарям, которые были найдены Алибегом Гамзаевичем на территории Левашинского района, с. Куппа на горе Талку, Исрапилов М.И., после досконального изучения и расшифровки, дал датировку 13-14 тыс. лет.
Гора Талку всегда славилась у куппинцев своими легендами, преданиями и археологическими памятниками (Здесь находятся два древних поселения, которые по датировке В. М. Котовича относятся: 1. к 1 в. нашей эры. 2. к предмонгольскому периоду), родниками пресной, холодной воды и просто изобилием подножного корма для скота и плодородной землёй для ведения сельхоз работ. По легенде, здесь жили грузины, которые продали за бесценок эти земли и покинули их. Думаю, что легенды относятся ко времени (с 16 по 19 века), когда дагестанцы совершали набеги на приграничную Грузию, уводили членов зажиточных семей к себе и поселяли на непригодных для ведения сельхоз работ участках, необжитых местах и отпускали только после получения требуемого выкупа. Керамика же и другие артефакты (наконечники стрел, обломок камня с изображения фигуры женщины на фоне солнечного диска и т. д.), найденные на этой горе, хранящиеся в МКУК «Куппинском музее палеонтологии, археологии и краеведения» (далее – «Куппинский музей»), датированы 6 веком до н. э. – 1 веком н.э. Как мы видим, культурный слой находок на горе Талку имеет довольно широкие рамки, которые охватывает 7 тыс. лет, из чего можно сделать вывод, что здесь довольно долго жили люди и пользовались данным календарем при проведении сельхоз работ и праздновании календарных праздников как дни равноденствия, солнцестояния и т. д. Отголоски весенних праздников, как «Хъубуркъе» — «праздник вспашки поля» (у цудахарцев) и другие, дошли до нас и порою отмечали. По оценке Исрапилова М.И. Куппинский календарь: «Судя по углу наклона оси земли и по срокам сельхоз работ, конечно, голоценовый. В отличии, от навечно связанных с массивом Земли, этот календарь имеет преимущество в том, что при миграции точек восхода светил на горизонте его можно снова ориентировать на них путем разворота основания камня. Вполне возможно, что он был создан в самом начале голоцена».
Село Куппа с птичьего полета выглядит как чаша, посреди почти вертикальных скал, изрезанный террасными стенами, которые издревле были воздвигнуты в его окрестностях. Это селение расположено на восточном склоне Кегерского нагорья, что и связывает Куппинские календари с целой системой Кегерских календарей. Общей закономерностью для с. Куппа, как и для многих горных аулов Дагестана, является то, что для экономии пахотных земель село построили в наиболее непригодных для ведения сельхозработ месте и, конечно же, защищённом и неприступном для врага склоне, а древние поселения, от которых остались только основания, в ещё более неприступных и укромных местах. Необходимость учёта календарных, земледельческих и сельскохозяйственных периодов, видимо, и вынуждало жителей этих поселений фиксировать эти даты, создавая Лунные, Солнечные часы – календари.
В этом мы ещё более убедились, когда в октябре 2021г. на территории с. Куппа Левашинского района прямо на скальной плите, возле террасных земельных угодий, Магомедов Зиявутдинкади А. обнаружил уже 2-ой Солнечные часы – календарь, который незамедлительно был зафиксирован и изучен работниками «Куппинского музея…» Омаровым И.И. (заведующий данным музеем) и Омаровым Ш.И. (канд. ист. наук). Этот древние Солнечные часы-календарь оказался почти аналогом Кегерских Солнечных часов-календарей: Кегер-10,11,13 и 14, которые Исрапилов М.И. приводит в вышеназванном труде (стр.135-143) и датировал от 6 – до 8,5 тыс. лет до н.э. Следует заметить, что недалеко от места находки 2-го Куппинского календаря находятся остатки основания древнего средневекового городища «Чукарантарлабекское городище» и основания крепости — «Инцлабекская крепость», которые занесены в «Археологическую карту Дагестана» (Москва. «Наука». 1993г. с. 46-47) Абакаровым А.И. и Давудовым О. М.. Интересен и тот факт, что в 2015г. учащийся Куппинской СОШ Юсупов Юсуп на горе Мажи, недалеко от этого места, под террасными кладками нашёл бронзовую женскую статуэтку размером с мизинчик, которую археолог Рабадан Гаджиев, из отдела археологии ДНЦ РАН, датировал 7-11 в. н.э. Авторы статьи «Бронзовая статуэтка из селения Иргали» Омаров И.И. и Сефербеков Р.И. отмечают: «Вероятно, что и изучаемая нами бронзовая статуэтка женщины с выставленными вперёд кистями рук, которые должны были удерживать сосуд (мерку для зерна), является медиатором между людьми и божеством плодородия». И здесь напрашивается вывод, что эти земли могли быть обжитыми и в более древние времена (например — до нашей эры), когда и были созданы Куппинские Солнечные часы – календари.
Если, к примеру, для сравнения с Куппинским 2-м календарём взять наиболее аналогичный Солнечные часы-календари — «Кегер-10», то на её примере можно дать некоторые объяснения по расшифровке новой находки. Исрапилов М.И., говоря о «Кегер-10», отмечает, что «Это типичные Кегерские четырёхугольные Солнечные часы – календарь, включает в себя дополнительно четырёхугольную чашу – фиксатор сроков сева. Зафиксированы также сезоны полевых работ, сбора урожаев и т.п. Сроки эти не отличаются от зафиксированных голоценовых календарях Дагестана. Можно отметить тот факт, что на этом календаре сохранена 20–тиречная система отсчёта времени, не смотря на относительно молодой его возраст, соответствующий второй половине голоцена.»
Далее, Исрапилов М.И. отмечает, что: «Хотя древние поселения кегерского нагорья располагались недалеко друг от друга, но каждое из них имело автономные земледельческие календари и часы». Думаю, это высказывание можно отнести к первому и второму Куппинским календарям, учитывая разницу расчетных возможностей и функций этих календарей, формы и места их расположения. К примеру, если 2-й Куппинский календарь был составлен на скальной плите, то 1-й календарь был составлен на большом (250 кг, 60х75см, толщиной — 25см.) гранитном камне, который при изменении оси наклона Земли, мог быть перенастроен по новому, передвигая основание камня (данный календарь находится в МКУК «Куппинский музей…»).
Дагестан был весьма насыщен подобными календарями и их мы находим и в наши дни. В конце октября 2016 г. из дагестанского филиала АН прибыла группа исследователей над руководством доктора исторических наук Р.И. Сефербекова с оперативной группой телевидения каналов «ГТРК» и «Звезда», с целью изучения наскальных рисунков — календарей Левашинского и Акушинского районов. Ими были изучены:1) Куппинские Лунно-Солнечные часы-календари, 2) календарь из Акушинского историко-краеведческого музея, 3) из с. Бутри — на местности «Куркинский нос», 4) 2-й календарь в с. Бутри во дворе любителя старины Магомедрасула. Помимо этого, при составлении материала для книги Омарова И. И. «Куппа — очаг мой родной» (См. стр. 128), нами были еще зафиксированы календари: 1) в окрестностях с. Хахита Левашинского района (с. Амильросу («развалины»)), 2) в окрестностях с. Айникаб того же района, 3) в окрестностях курорта «Чиндирчеро» Акушинского района, 4) и совсем недавно нам было представлено, еще одно фото календаря, найденного Магомедовым Магомедзагиром Г. у Джангамахинских родников Левашинского района. Это только часть календарей, которые мы сумели зафиксировать, не говоря о тех, которые изучил доктор геолого-минералогических наук Исрапилов М. И. (автор более 126 научных работ).
Омаров Г.Н. отмечает, что «другие народы Кавказа: грузины, армяне, азербайджанцы — таких календарей не имели» (См. Омаров Г. Н. Андалал: Эпоха, события, люди. Кегер и кегерцы. 2013 г. с. 4.), что, как я думаю, и является одной из особенностей дагестанских календарей.
Изучение археологических памятников Дагестана и, в частности Левашинского района, показывает важность археологии и истории, которые помогают воссоздавать картину прошлого в определенных деталях. Сохранение и изучение, не только зафиксированных ученными, древних памятников, но и случайных, и не вошедших в реестр памятников Российского фонда, является нашей насущной задачей. Энтузиасты, которые находят подобные находки, как, например, Магомедов З. А., который нашел 2-е Куппинские Солнечные — часы календари, являются одними из движущих сил в фиксации и сохранении исторических и археологических артефактов, которым мы должны быть благодарны.
Омаров Ш.И., канд. исторических наук, организатор экскурсий в МКУК «Куппинский музей…»

Оставьте свой комментарй

0

Комментарии

  • Комментарий не найден
Powered by Komento