Germany | Finland | Saint Petersburg | Italy

Выставка Акушинского краеведческого музея

17 января в крепости «Нарынкала», г. Дербенте, в здании гауптвахты, открылась выставка Акушинского краеведческого музея, филиала Национального музея Республики Дагестан им. А.Тахо-Годи «Учалтан. Резная реликвия Дагестана». Участниками выставки также стали и частные коллекционеры, а также филиал МКУК «Куппинский музей палеонтологии, археологии и краеведения» (далее – МКУК «Куппинский музей…») - Чунинский краеведческий музей Левашинского района, руководителем которой является Магомед Мусаев. З. Мирзаева, директор АКМ, поблагодарив за плодотворное сотрудничество с Дербентским музеем-заповедником, ознакомила гостей с возникновением, развитием и видами резного промысла в Дагестане, в частности, с созданием предметов домашней утвари. Выступившие - главный хранитель НМ РД З. Кильдеева, руководители Нижне-Чуглинским и Мекегинским филиалами МКУК «Куппинский музей...» Омар Хаписов и Умурагим Юнусова рассказали о важности сохранения культурных традиций, истории и пожелали успехов и процветания музейного дела.

открылась выставка Акушинского краеведческого музея«Учалтан: резная реликвия Дагестана» выставка предметов из фондов Акушинского историко-краеведческого музея (филиал Национального музея им. Тахо-Годи), МКУК «Куппинский музей...» и частных коллекций.       Дагестан богат разнообразием произведений декоративно-прикладного искусства. Одним из них является необычный предмет с красивым названием – УЧАЛТАН. Учалтан – это поставец (в переводе с аварского –место для вилок) в котором хранили мелкие бытовые предметы: ложки, вилки, ножи и др. Каждый народ Дагестана, зачастую даже каждое село называло его посвоему, в частности, акушинцы называют «унтенагдирг». Когда-то поставец обязательно давали в приданое невесте. По объему и сложности орнамента судили о благосостоянии семьи, был он в каждом дагестанском доме и по несколько штук.

Открылась выставка Акушинского краеведческого музея

Богатая коллекция учалтанов словно возвращает нас в прошлое, по ней можно судить, как дагестанские умельцы развивали искусство резьбы по дереву. Первые мастерские по обработке дерева были созданы в районах, богатых лесами. Широкое распространение в Дагестане поставцы получили в период XIX-XX вв. Поставцы производились местными мастерами из дерева либо металла, разной формы и с оригинальными орнаментами. Они были распространены в разных районах Кавказа и различались по форме и художественному оформлению. Дагестанские умельцы придавали своим изделиям неповторимые модели и дизайн, во всех районах республики были свои особенности в орнаменте и геометрической форме: кубовидные, вытянутые, крестовидные и т.д. Особенности связаны со спецификой условий и самобытностью художественного мышления горцев. Наносились не только растительные орнаменты, но и солярные знаки, что на дагестанских коврах, вышивках, керамике с древом жизни, птицами, зверями, знаменитыми зигзагами, лабиринтами, птичьими хвостами.  Каждый из них может о многом рассказать, надо только прислушаться. В них история, послание в символах и знаках из древности. В Дагестане учалтаны чаще делали трехчастными: центральную часть использовали для хранения соли, и тогда она, как правило, закрывалась крышкой.

Выставка Акушинского краеведческого музея

В горском доме этот артефакт был не просто местом хранения кухонной утвари, он нес важный сакральный смысл, связанный с культом дома. Существовало поверье в народе, по которому продать или отдать учалтан означало утратить счастье в доме. Учалтан висел на стене в основной жилой комнате и считался знаком семейного благополучия. Одна из книг Роберта Ченсинера, посвященных Дагестану, называлась «Татуированные горянки и поставцы». Именно эти два столь разных явления показались этнографу, а также его дагестанским соавторам Габибу Исмаилову и Магомедхану Магомедханову, наиболее интересными. Ченсинер считал дагестанские поставцы для столовых приборов уникальным культурным наследием. И действительно – на Северном Кавказе они были распространены именно в Дагестане, причем у самых разных народов. Учалтан был не просто подставкой, он считался оберегом благополучия семьи. Сохранилось великое разнообразие дагестанских поставцов самых разных форм и размеров, украшенных и древними солярными символами, и коммунистическими звездами. Сегодня лучшие образцы декоративно-прикладного искусства хранятся в частных коллекциях, музеях Дагестана и не только. В музейных коллекциях МКУК «Куппинский музей…» и его филиалах в с. Нижнее-Чугли, Чуни и Мекеги, также представлены разнообразные поставцы с богатой древней символикой, которые могут многое рассказать о древнем прошлом, жителей Левашинского района и Дагестана посетителям музеев.

МКУК «Куппинский музей…» и Акушинский краеведческий музей.

Оставьте свой комментарй

0

Комментарии

  • Комментарий не найден

Наш адрес

Адрес музея с. Куппа: Дагестан, Левашинский район, с. Куппа, ул. Солнечная-21.
Адрес музея Н. Чугли; Дагестан, Левашинский район, с. Н. Чугли, ул. Н. Чуглинская-75.

Фотогалерея

Сейчас на сайте

Сейчас 37 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте