Печать
Просмотров: 604

Традиционная праздничная культура дагестанских горцев в конце 19- начале 20 в. была пронизана определенными обрядовыми действиями, к которым и была приурочена выпечка праздничных обрядовых хлебцев. Даргинцы- цудахарцы готовили специальные хлебцы к аграрным, семейно-бытовым, религиозным и другим праздникам.             
     Наиболее важным и богатым в обрядовом отношении древним аграрным праздником цудахарцев был «обряд вспашки поля» - «хъубуркъе», который служил толчком для начала посевных работ. После проведения символической первой борозды старшим пахарем (ххула хъубццар) проводились спортивные игры и состязания с участием как сельчан, так и гостей праздника. Победителей награждали особыми ритуальными хлебцами – «кьярква» - хлеб кольцеобразной формы больших размеров. А для девочек- победительниц пекли хлеба в форме куклы «начи». Перед тем, как хлебцы испечь, в них втыкали несколько яиц, орехи, абрикосовые косточки, горох.

  «Кьярква» - получил победитель в забеге среди мальчиков на «празднике вспашки поля». (с. Куппа. 2009г.).
   Круглыми баранками «кьярква» награждали победителей, вешая их на шею, а победителям скачек «кьярква» вешали на шею лошади, как и быку с помощью которого провели первую борозду. Все праздничные хлебцы пекли по количеству ожидаемых победителей состязаний (15-20 штук) с небольшим запасом. Следует заметить, что для победителя основного забега в состязаниях пекли большой, размером с «кари» («хлебопекарная печь»), пирог – «чутту» в единственном экземпляре (с. Хаджалмахи), начиненный яйцами, орехами, абрикосовыми косточками и т.д., а сверху украшали узорами из теста и смазывали яичным желтком для образования румяной корочки. На этом празднике люди угощались особым ритуальным блюдом «хъяя» (панспермия) из зерен злаковых и бобовых культур, пирогами «чутне» с разнообразными начинками. По мнению М.О. Османова, все эти блюда и печеные мучные изделия, включая и упомянутые выше баранки- «кьярква», несли большую магическую нагрузку. Во- первых, пироги и баранки имели форму солярных знаков, что связано с культом солнца. Во- вторых, вкушая кусочки хлеба, умилостивляли солнце и приобщались к таинству воспроизводства, к духу, божеству хлеба. Зерновая каша- «хъяя» из многих видов зерна и пироги- «чутту» преследовали ту же цель: вызвать обильный урожай в новом году.   

     «Начи» - получит победительница забега на «празднике вспашки поля» среди девочек. (с. Куппа. 2009г.).
       Кукла - «начи», которую дарили девочкам победительницам. На наш взгляд подчеркивает женский облик божества и суть – воспроизводство, плодородие. А все компоненты, из которых изготовлена кукла (хлеб, яйца, орехи, фасоль и т.д.) символизируют (и испрашивают посредством подобное – подобным) изобилие и плодородие.
        Те же самые хлебцы – «кьярква» цудахарцы дарили при обрядах детского цикла, в частности при совершении обрезания – «суннат» у мальчиков. Данный обряд был у одним из ответственных моментов в жизни ребенка и ему предавалось большое значение. После проведения обряда «суннат» мальчика навещают родственники, соседи и друзья его родителей. По этому случаю женщины пекли для подарка «кьярква» и дарили мальчику, поздравив его с тем, что он стал «мужчиной». Хлебцы, принесенные мальчику, вешали на видном месте (защитная магия), и были они точно такие же, как на празднике первой борозды. В некоторых цудахарских селениях (с. Аметерк и др.) по этому поводу мальчикам дарили хлебцы другой формы. Хлеб был шириной в три пальца и удлиненный в виде початка кукурузы, который начиняли двумя яйцами, орехами и абрикосовыми косточками. На верхней части добавляли два тонких хлебных рожка, которые расходились в стороны подобно бараньим рогам. Видимо, из-за своей вытянутой и продолговатой формы данный хлеб получил свое название «ссулкъа» и следует отметить, что его пекли только при обрядах обрезания у мальчиков.
       В данном случае назначение обряда, название («ссулкъа») и форма («удлиненная») хлебца имеют глубокую символику, которая подчеркивает мужское начало (в образе рожков на верху хлеба, расходящихся в стороны подобно «бараньим рогам»), что символизировало мужскую производительность, плодородящую силу и т.д.
       Хлеб другого вида- «мучари», который состоял из кукурузной муки, а изначально – просяной, без всяких начинок пекли при обряде детского цикла, сопровождая магический прием, который должен был способствовать ускорению процесса развития ребенка в отношении первых шагов. При желании родителей видеть своего ребенка ходячим цудахарцы пользовались приемом «прокатывания» («руккур-балтни») «мучари» между его ногами вперед с благопожеланием, что чтобы ребенок подобно хлебу пошел по правильному пути.
        Назначение хлеба можно еще передать как пожелание родителей ребенку благополучия в жизни (в кисти проса очень много зерен) и т.д.
       Не менее торжественным в жизни цудахарцев являлось и проведение традиционных свадеб, которые проходили ярко, зрелищно и с проведением многих обрядов свадебного цикла. Каждый этап свадебного обряда цудахарцев сопровождался использованием обрядовых пирогов – «чутне» (мн. ч.). Заметим, что данные пироги в конце 19 – нач. 20 в. изготовлялись во всех цудахарских селениях, хотя можно допустить, что в более ранний период они могли существовать в свадебных обрядах во всей Цудахарии. Приведём список существовавших у цудахарцев в изучаемый период обрядовых пирогов и селения, в которых мы зафиксировали их выпекание:

 

             Название обрядового пирога

       Селения, где готовили пироги

1

Пирог для друзей жениха, в честь начала свадьбы («мехъ кабалтахърилла юлдащалла чутту»)

с. Цудахар, с. Буртани, с. Карекадани

2

Большой пирог для подноса к столу тамады («кьамурла чутту»)

с. Алиханмахи, с. Буртани, с. Аметерк

3

 Пирог для тех, кто будет расчесывать голову невесты («ц1икурла бек1ла чутту»)

с. Алиханмахи, с. Куппа

4

Пирог для тех, кто будет охранять дверь в комнату новобрачных («бур буцайталла чутту»)

с. Алиханмахи, с. Куппа

5

Пирог зятя («ккуявла чутту»)

с. Карекадани, с. Куппа

6

 

Пирог для тех, кто будет преграждать дорогу свадебному поезду («хьхьуни бурцайталла чутту»)

с. Алиханмахи, с. Куппа

 

 

7

 

Пирог для тех, кто не будет подпускать к воде во время вывода невесты к роднику («къунярла чутту»)

с. Алиханмахи

 

 

8

 

Пирог для тех, кто будет снимать кувшин со спины невесты во время ее вывода к роднику («къуняри чебъиссайталла чутту»)

 

с. Куппа

 

9

 

Пирог, который раздают во время вывода невесты к роднику («къунярила ут1у чутту»)

с. Алиханмахи, с. Буртани, с. Аметерк

 

 

Приурочение каждого праздничного пирога – «чутту» к определенному свадебному обряду имело свое значение и магическую силу. Символика праздничных хлебцов – «кьярква», «начи» и «мучари в основном применима и к приведнным в таблице обрядовым пирогам цудахарцев. Например, смысл обряда «вспашки поля» и «обрезания» заключался в обеспечении обилия урожая или усиления воспроизводства и т.д. эти же самые критерии были самыми значимыми и в свадебных обрядах, в которых использовались обрядовые пироги – «чутту» (ед. ч)
        Такие же пироги – «чутту» цудахарцы пекли при проведении мусульманских праздничных мероприятий в дни Ураза Байрам и Курбан Байрам. В этом случае пироги пекли и других видов: «к1ант1и нусселла чутту» (пирог из творога), «хъихьвалла чутту» (пирог с начинкой из орехов), «куреккалла чутту» (пирог с начинкой из кураги), «дигбалла чутту» (пирог с начинкой из мяса), «хъалталла чутту» пирог с начинкой из трав), позе появились пироги с начинкой из картошки – «к1арт1ушкалла чутне» (мн.ч). этими пирогами, разрезав их на части, и другими сладостями и яствами в мусульманские праздничные дни цудахарцы украшали свои столы. Пироги с начинкой из творога («нисирал чуттурду»), с крапивной начинкой («меч1ял буркив»), с мясной начинкой («дик1ул къяч1ив») и др. так же готовили и соседи цудахарцев (лакцы), проживающие на территории нынешнего Кулинского и Лакского районов.
        Таким образом, даргинцы –цудахарцы в конце 19- нач. 20 в. имели весьма богатый состав праздничных хлебцев- «кьярква», «начи», «ссулкъа», «мучари», «чутту» (несколько разновидностей), которые имели магическую символику, призванную обеспечивать обилие урожая, усиление воспроизводства, плодовитости м т.д.
    До наших дней дошли лишь некоторые виды обрядовых хлебов: «кьярква», «начи» и «чутту».

        Омаров Шамиль И. – Организатор экскурсий МКУК
«Куппинскийй музей палеонтологии, археологии и краеведения», канд. исторических наук.

 

 

Оставьте свой комментарй

0

Комментарии

  • Комментарий не найден
Powered by Komento